av_p (av_p) wrote,
av_p
av_p

Category:

Что нравится и что не нравится в здешней жизни (краткий протоктол)

Вот неполный список того, что мне здесь нравится (можем сравнить, ежели кто живет неподалеку):

- Когда приглашают на кофе, дают кофе. Приглашают на кофе с пирогом - дают кофе с пирогом. Зовут на ужин - дают ужин. На завтрак - получаешь полноценный завтрак. Все без обмана и знаешь точно, на что рассчитывать.
- Слухи о местной пунктуальности несколько преувеличены, но все-таки она присутствует. Скажем, в немецкой туристической группе, когда говорят: "Сейчас свободное время, встречаемся у автобуса в три" - то можно рассчитывать на то, что группа будет в три у автобуса. Ну, на худой конец, в десять минут четвертого. 
Если гостей зовут к семи, они приходят в семь.
- Принято договариваться о встречах или совместных мероприятиях задолго до мероприятия. Долгосрочное планирование. Это удобно. При этом стихийные наскоки и недоговорные - спонтанные - движения души тоже не возбраняются, некоторыми даже приветствуются. 
- В ресторане или кафе можно платить одному за всех, а можно каждому за себя. Звучит странновато, но на деле крайне комфортабельно. 
-  Можно сказать любому человеку или группе лиц, с которыми идешь в театр ли, на концерт ли или в кафе, что тебе требуется отлучиться в туалет - например, как раз проходя мимо этого заведения. Они себе спокойно подождут под дверью. У нас же это называется "руки помыть" и сопряжено со всякими дополнительными трудностями. 
- Очень удобно дарить подарки: поскольку у всех все есть и никому ничего не нужно, а если нет, то все равно не нужно, потому что он единственный знает, что нужно, то дарят или оплаченный талон в какой-либо большой магазин (мне, например, регулярно в книжный, чему я всегда несказанно рада), или просто бутылку хорошего вина и цветы - символ, знак, не более того. Всем все ясно и всем хорошо. Ни голову себе ломать ни надо, ни с ног сбиваться.
- Не любят оставаться в долгу. Если человеку оказываешь даже минимальную услугу, то знак благодарности - пусть это крошечная шоколадка - обязательно в качестве квази-эквивалента будет присутствовать.  В этом много формального, но оно же и вежливость. Я предпочитаю формальную улыбку искреннему и сердечному плевку в лицо.
- Сопричастность и уверенность, что они имеют право, потому что платят налоги. Не мы для властей и бюрократии, а они для нас, потому что кормятся на наши налоги. Вообще идея налогов присутствует в сознании как данность. Я знаю немало немцев (точнее, немок), которые, в силу обстоятелств не получив никакой специальности, предпочитают работать уборщицами, посудомойками или нянями, нежели получать социальную помощь - хотя, не работая такими способами, имели бы на нее полное право. Но мысль, что другие платят налоги, на которые они будут кормиться "за так", для них нестерпима. Никакая работа не зазорна, только бы социальное пособие не получать.
- Профессионализм: в актерской игре, в художественном переводе, в художественном чтении и во многих других сферах. Исключение составляют словари издательства Langenscheidt - это просто беда. И последняя реформа орфографии - провальная. Но они об этом уже и сами догадались.

А вот неполный список того, что мне здесь не нравится:

- Психологизм. То ли Фрейд наследил, то ли загадочная немецкая душа склонна к рефлексии. Выражения "это требуется еще переработать", "он это вытеснил", "надо дать этому созреть", "надо вытащить это на поверхность сознания", "надо разговаривать об этом", "дать волю эмоциям", "боязнь конфликтов", "спонтанность", "аутентичность", "групповая терапия"  и очень многие другие из арсенала психотерапевтов или молодежи до двадцати пронизывают здесь не только лексикон, но и сознание, и повседневную речь. От всех этих рефлексий и психоанализа нон-стоп ощущение невзрослости и незрелости окружения. Человеку к сорока, а он вдруг лихорадочно начинает искать смысл жизни. Где он раньше-то был? Впрочем, пусть лучше в сорок ищет, чем совсем не ищет. Но хочется оставить его при этом в покое и отойти в сторонку, пока не отыщет.
-  Связанный с первым аспект всеобщей и глобальной правдивости. Почему-то считается, что у партнеров и супругов не должно быть друг от друга никаких тайн - прямо по Толстому. Тут все время страстно выясняют отношения и пытаются называть вещи своими именами. Людям невдомек, что, во-первых, ничего нельзя назвать своим именем, потому что мысль изреченная есть ложь, а во-вторых, что гораздо важнее беречь друг другу нервы и здоровье, чем быть правдивым "до конца", тем более что конца нет по определению. Как раз только от правдивости он часто и наступает. Как говорит моя любимая подруга: "Не надо ничего выяснять, потому что вдруг что-нибудь да выяснишь". Я пытаюсь хотя бы своих друзей и знакомых от этого уберечь, но у них позиция, похоже, принципиальная. 
- Отношение к Катастрофе. Давно пора прикрыть эту тему - не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы прекратить пестовать и взращивать у людей чувство вины, потому что я не знаю ничего опаснее чувства вины и чувства национального унижения. До сих пор все беды проистекали, главным образом, из этих самых чувств. Пока они считают себя навеки и неисправимо виноватыми перед евреями, здорового отношения к тем же евреям не жди. Это тлеющий очаг новых бед. Не дай Бог, конечно.
- Стремление роиться во что бы то ни стало. Очень странные проявления коллективизма в обществе, основанном на индивидуализме. Для меня это как игра на расстроенном рояле - не могу уловить мелодию. И не в состоянии понять, в чем радость от этого сидения вместе часами - ни о чем и ни за чем, кроме самого сидения. Загадка.
- Доверчивость. У нее есть и положительные аспекты, конечно. Но, как у всякого явления, есть и наоборот. Так, война в Югославии трактовалась здесь ровно так, как ее преподносили средства массовой информации. Израильский вопрос - то же самое. А ежели подумать своей головой и еще что-нибудь почитать, например?
- Результаты движения за женскую эмансипацию. В итоге имеем очень странных мужчин, которые, отвечая на вопрос, заданный представительницей противоположного пола, смотрят или в землю, или на третье нейтральное лицо (если таковое оказывается в поле зрения), а а для женщин, по-прежнему, невыносимые условия в контексте сохранения работы при обзаведении детьми или трудоустройства после перерыва на воспитание потомков. То есть получили совсем не то, чего добивались.
- Вообще негибкость в любых сферах. Только "или - или". Маятник качается то в одну, то в другую сторону, но всегда пребывает в крайнем положении. Не могу понять, в чем загвоздка. Гегеля, вроде, почитают, вон перед университетом в Берлине помянули одним из положенных друг на друга книжных томов. В Штутгарте на экскурсии нам о нем подробно рассказывали. Значит, знают. А где же диалектика? 
- Разговоры об отпусках. Если кто там тоже был, то ему, может, и интересно сравнить впечатления. Но этим интерес и исчерпывается. Кто не был - зачем его мучить, спрашивается. Но это излюбленная тема. Вообще монологичность диалогов весьма заметна. Не беседа, а повествование. Сначала один повествует, потом другой. Полилогов и полифонии  - очень не хватает. Не обмена информацией, а обмена мыслями, в результате которого рождается новая истина - даже если она объективно глубоко не новая. Новых нет. Но ощущение ее рождения заново, причем совместными усилиями - оно ведь и есть счастье человеческого общения. Собеседники должны быть хоть иногда повивальными бабками. Обмен монологами этого счастья не предполагает, хотя Томас Манн - опять же немец - писал именно об этом самом ощущении внятно и вдохновенно ("Непорядки и раннее горе").





Subscribe

  • Царь без стыда и совести (перевод статьи из журнала "Штерн", № 31, 2014. От 24.07. ).

    Владимир Путин ведёт на востоке Украины необъяснимую и скрытую войну. Он пытается дестабилизировать страну и удержать её от перехода на курс Западной…

  • Три высших

    Три высших образования - это вам не хухры-мухры. Интересно, что входит сейчас в понятие "высшее образование"? Выяснить бы, как выглядит в…

  • Нашёлся один ...

    Кажется, нашелся по крайней мере один человек, сообщивший, что "король - голый". Такие проблески отрадны, хотя, увы, тонут в море кича,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Царь без стыда и совести (перевод статьи из журнала "Штерн", № 31, 2014. От 24.07. ).

    Владимир Путин ведёт на востоке Украины необъяснимую и скрытую войну. Он пытается дестабилизировать страну и удержать её от перехода на курс Западной…

  • Три высших

    Три высших образования - это вам не хухры-мухры. Интересно, что входит сейчас в понятие "высшее образование"? Выяснить бы, как выглядит в…

  • Нашёлся один ...

    Кажется, нашелся по крайней мере один человек, сообщивший, что "король - голый". Такие проблески отрадны, хотя, увы, тонут в море кича,…